Публицистика: Рабовладение в США, России и СССР

главная блог писателя книги аудиокниги магазин

книги

Программист для преисподней
читать:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Санитарный инспектор
читать:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Кодекс джиннов
читать:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9]
Сборник рассказов I
Фантастика
Сборник рассказов II
проза

читать онлайн

Фантастика
Юмористическая фантастика
"Сумерки, XXII век"
Проза
"Made in USSR"
"Made in Israel"
Сатира и юмор
Рассказы с
иллюстрациями
Публицистика
Интервью
Библиография
Напишите мне:
evgeny@yakubovich.com

 

Публицистика

оглавление:
Новые статьи Мифы и легенды советской космонавтики Не наша Раша "Обама, обама-мама..."

Рабовладение в США, России и СССР

Перед нами два государства, где в свое время практиковалось рабовладение. Что между ними общего и в чем различие?

После прихода к власти в США чернокожего президента в выступлениях российских политиков все чаще слышатся слова о том, что Америка испытывает стыд за свое рабовладельческое прошлое и пытается загладить свою вину перед неграми. Российские политики и общественные деятели взахлеб попрекают Америку событиями двух- и трехвековой давности.

Ну а как же сами американцы? Стыдливо прячут исторические документы и всячески замалчивают этот период истории?

Отнюдь. Рабовладение - это одновременно и стыд американской нации и предмет ее гордости. Именно так. Осознавая свою вину, американцы в то же время гордятся тем, что сами его и отменили. Процесс шел далеко не безболезненно. Четыре года в стране шла гражданская война. Рабство было номинально отменено в 1863 году Авраамом Линкольном, а фактически 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

Что же касается России и, особенно, СССР, то официальная история и пропаганда упорно замалчивают трагическую участь собственных крестьян. Несчастные рабы-негры были и - удивительное дело - по-прежнему остаются одним из главных козырей советской, а потом и российской пропаганды. При этом тщательно замалчивается тот факт, что у России и СССР имеется собственный опыт рабовладения.

Исторически государственный строй России можно охарактеризовать как "либеральный феодализм". 26 ноября, в конце сельскохозяйственного года, крестьянин, рассчитавшись с хозяином-феодалом и государственными налогами, мог перейти к другому помещику. Это происходило в праздник святого Георгия, известном как "Юрьев день".

Окончательное закрепощение русских крестьян, то есть начало настоящего рабства - давайте называть вещи своими именами - началось в России в 1497 году с введением ограничения права перехода от одного помещика к другому. Окончательно "Юрьев день" отменили в 1581 году. Тогда и пошла по Руси присказка "вот тебе бабушка и Юрьев день".

С тех пор положение крестьян только ухудшалось. И лишь в 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Давайте сравним даты - это всего лишь на два года раньше, чем в США.

Крестьянское счастье оказалось недолговечным. К 1931 году в "самой свободной в мире стране" практически все крестьяне стали членами колхозов. У них не было ни собственной земли, ни скота, ни хозяйства. Позже, спохватившись, государство разрешило крестьянам держать ограниченное количество скота и птицы в личном пользовании и даже выделило крошечные приусадебные участки под огороды.

Но даже при таком раскладе, крестьяне мало чем отличались от крепостных. Они были лишены паспортов, а это означало, что они не могли устроиться на работу в городе, не могли там получить квартиру или снять жилье. Беспаспортные крестьяне были привязаны к своей деревне. Однажды родившись от советских крестьян-рабов, деревенский житель был принужден до самой смерти работать в колхозе. "Работать до самой смерти" - это не литературная метафора. Государственная пенсия колхозникам до 1964 года не полагалась.

Лишь в 1974 году было принято новое "Положение о паспортной системе в СССР" согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста, впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась, однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. Эту дату и следует считать формальной отменой крепостничества в СССР.

Теперь я хотел бы сказать пару слов не в оправдание рабства в США, но кое-что объясняющих. Вспомним, в какие времена все происходило. Не то, что о политкорректности, о теории Дарвина мало кто слышал. Давайте смотреть правде в глаза. Негры в то время не считались полноценными людьми. Их помещали где-то между нормальным (белым) человеком и животными.

Это было общепринятое представление. При таком отношении многим казалось вполне естественным, что негры работают на хозяев, что их покупают и продают. С точки зрения человека того времени участь рабов-негров была не так уж страшна. Хозяева в силу своего понимания заботились о них: кормили, одевали, лечили и предоставляли жилье.

Вспомните знаменитую Хижину дяди Тома. Ребята, у него была отдельная хижина. А вот нас в период "развитого социализма" в студенческие годы вывозили на месяц-два собирать руками тот самый хлопок. При этом жили все вместе в одном бараке, вповалку на нарах, как зеки в лагерях.

Простите, отвлекся. Резюмируя повторю, что я ни в коем случае не оправдываю рабовладение в США, а лишь привожу точку зрения людей того времени.

Теперь вернемся в Россию и СССР. Даже таких, чрезвычайно сомнительных аргументов в оправдание крепостничества (читай - рабства) у русских нет. В кабале находились такие же русские люди. Если копнуть, то многие из них находились в родстве с самим помещиком, но оставались его рабами.

Хочется надеяться, что когда-нибудь Россия найдет в себе мужество покаяться в рабовладении, как это сделали США.

Евгений Якубович
2010 год
Израиль

оглавление:
Новые статьи Мифы и легенды советской космонавтики Не наша Раша "Обама, обама-мама..."

 

Санитарный инспектор Программист для преисподней Кодекс джиннов Сборник рассказов - фантастика Сборник рассказов - проза Программист для преисподней Санитарный инспектор